Детский сад №108 город Ангарск
Речь обобщение, доказательство, пояснение – важный показатель развития ребенкаРечь – обобщение, речь – доказательство, речь – пояснение – важный показатель развития ребёнка Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Связная речь. Дети очень пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь. У 4-5 летних детей задача сначала решается практическим действием, а затем успешное действие осмысливается и закрепляется речью. Ребенок в состоянии это действие запомнить и повторить. Дети думают вслух. Особенностью мышления ребенка является постоянное сочетание действия и речи. Грамматический строй. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предложениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным согласованиям прилагательных с существительными. Словарный запас. Количество слов растет. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Звуковая сторона речи. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной). Формирование навыков звукового анализа. Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого ода жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка). Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. Итоги пятого года жизни 1. Качественный скачок в овладении связанной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. 3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами-обобщениями. 4. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 5. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов. 6. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. 7 мая 2016 в 12:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.