Детский сад №108 город Ангарск

Как научить ребенка произносить все звуки родного языка


 

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 4–5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

О том,как научить своего ребенка правильно выговаривать звуки и слова, читайте советы профессионального логопеда.

       Чаще вызывают затруднения у детей:

·                   шипящие:ш, ж, щ, ч.

·                   свистящие:с, сь, з, зь, ц.

·                   сонорные звуки: р, рь, л, ль.

Произношение, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим косноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков, сознательным пропуском их в своей речи.

Постановку любого звука можно начать с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук р (рычание собаки или звук работающего мотора), звук ш(шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), ж (жужжание жука), з(писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.Если же ребенок не сумел воспроизвести звук по подражанию, то занятия рекомендуется начинать с отработки отдельных элементов звука. При этом используется система артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, которые подготовят органы речи к произношению определенного звука.


Упражнения для языка: артикуляционная гимнастика

1. “Лопаточка” Широкий язык высунуть,распластать на нижней губе, держать 10–15 секунд.

2. “Чашечка” Рот широко раскрыть.Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10–15 секунд.

3. “Иголочка” Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед. Удерживать 10–15 секунд.

4. “Горка” Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.

5. “Часики” Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: “Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок”.

6. “Лошадка” Показать ребенку как скачут лошадки. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. Язык должен присасываться к небу, а потом отрываться от него со звуком, похожим на топот копыт.

7. “Качели” Скажите ребенку: “Высунь узкий язычок. Тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай". Повторить так 10–15 раз.

8. “Вкусное варенье” Необходимо, сидя с ребенком перед зеркалом, представить, что вы съели вкусное варенье. И у вас испачкалась верхняя губа. “Давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так”. Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, но не из стороны в сторону.

9. “Почистим зубы” Ребенок сидит на стуле лицом к вам. “Посмотри, как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь давай вместе почистим верхние зубы,чтобы они были чище”. Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.

10. “Маляр” Скажите ребенку: “Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу.” Повторить 10 раз.

При всех видах коррекционной работы с ребенком обязательно используйте зеркало,

10 января 2016 в 15:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.